воскресенье, 10 февраля 2013 г.

выгоден ли проект сахалин 2 россии

Аналитики «Инвесткафе» Григорий Бирг и Виталий Михальчук считают, что как показала реализация проекта «Сахалин-2», договоры по соглашению о разделе продукции довольно эффективны. «В 2010-

Хотя ситуация с необходимым для осуществления проектов финансовым капиталом за последние 10-15 лет в России действительно кардинально улучшилась, но управленческие и технологические компетенции по-прежнему оставляют желать лучшего, отмечает Ариэл Черный. «Для компенсации этого недостатка вполне можно использовать СРП. А хорошее финансовое состояние позволит российской стороне чувствовать себя уверенно при обсуждении конкретных условий каждого соглашения», полагает он.

Проект «Сахалин-2» в полной мере столкнулся с этими двумя недостатками. Однако, считает аналитик, несмотря ни на что, выгоды от него (и от других возможных проектов СРП) очень сильно превосходят издержки. «СРП могут и должны применяться там, где у государства не хватает финансовых, управленческих или технологических ресурсов для осуществления проекта, рассуждает он. "Сахалин-2" продемонстрировал это в полной мере.PВ середине 90-х российские игроки не хотели даже связываться с разработкой месторождении на Сахалине, а теперь именно там запущен пока единственный в России завод СПГ. Это дало возможность вовремя выйти на азиатские рынки и создало стимулы для развития нефте- и газодобычи и переработки в всем регионе. По таким же принципам должны заключаться и будущие СРП. Они крайне желательны там, где потенциальные выгоды велики, но российские компании пока сами не готовы заниматься разработкой».

Как правило, когда говорят о минусах соглашений о разделе продукции, приводят в пример недостатки конкретных соглашений, и пытаются экстраполировать их на сам принцип подобных контрактов, отмечает аналитик Allianz РОСНО Управление активами Ариэл Черный «Традиционно, выделяют 2 группы недостатков, причем обе объясняются неблаговидным поведением компаний-участников и/или коррупцией, говорит он. Во-первых, получение иностранными компаниями по тем или иным причинам чрезмерно большой доли выгод от проекта. Во-вторых, завышение смет/сроков реализации, в результате чего потенциальная выгода государства от СРП сокращается».

Российские проекты по принципу СРП были заключены еще в 90-х годах, соглашается начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «С экономической точки зрения в настоящее время не так интересно подобное взаимодействие, т.к. цены на нефть выросли, и наши собственные компании в настоящее время в достаточной мере обладают собственными оборотными средствами, говорит он. Плюсы таких соглашений в минимизации собственных затрат и рисков при разработке месторождения. Однако потом приходится расставаться со значительной частью выручки. Возможно, что при разработке наиболее рисковых проектов такой принцип актуален. В особенности, когда затраты очень высоки, а результат может не быть сугубо положительным. И тогда высокие риски оплачиваются будущей выручкой. В целом, лучше самим брать ответственность и детально просчитывать возможные риски».

Аналитик отмечает, что СРП это принцип, который был необходим и выгоден всем участникам в конкретный период времени. «Сейчас условия изменились, принципы СРП сегодня, возможно, и применимы, однако уже появились более эффективные формы совместной работы. Поэтому возвращение к этой форме привлечения иностранных инвестиций сейчас вряд ли возможно», считает он.

Только за 2011 год прибыль с трех проектов СРП, реализуемых в РФ, составила 3 млрд долларов, напоминает директор департамента Due Diligence «2К Аудит Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток. «В 2012 году, как ожидается, этот показатель увеличится до 3,6 млрд долларов. Этих показателей вполне достаточно для того, чтобы дать положительную оценку СРП, говорит он. Что касается самого принципа СРП, то в период подписания соглашений по этим проектам Россия нуждалась в инвестициях. Без иностранных вложений запуск "Сахалина-1", "Сахалина-2", Харьягинского месторождения был в тот период невозможен. На момент заключения соглашений проекты СРП считались одним из самых перспективных развитий нефтегазовой отрасли РФ. Впоследствии экономическая обстановка в стране стабилизировалась, резко увеличилось значение нефтегазового сектора, выросли финансовые возможности российских компаний, условия, на которых иностранцы разрабатывали СРП стали невыгодны РФ. Это и привело к скандальным вхождениям в проекты СРП российских госкомпаний».

«Если и винить кого-то в несправедливости принципов, заложенных в СРП, то только чиновников, которые согласились на его подписание от имени государства, полагает партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Антон Самохвалов. Суть СРП именно в том, чтобы предоставить инвесторам комфортный срок реализации проекта. С течением этого срока меняются экономические условия, поэтому и условия СРП могут начать "казаться" несправедливыми. Но это не означает возможности государству по своему усмотрению их менять. Это подрывает сами основы этого института. К такому инструменту, как СРП, государства прибегают в тех случаях, когда на иных условиях реализовать проект невозможно (отсутствие технологий, длительность проекта, высокая стоимость реализации и нерентабельность проекта при существующей налоговой нагрузке). Поэтому чаще всего СРП заключают в развивающихся странах. В то время, когда заключали СРП по проекту "Сахалин-2", вероятно, это было для России выгодно. Сейчас, наверное, нет. Но опять же это не означает наличие возможности и необходимости менять действующие СРП».

Получение «Газпромом» контроля над проектом «Сахалин-2» было достаточно скандальным и сопровождалось многочисленными утверждениями, что сам принцип СРП порочен, несправедлив для государства и от него надо отказываться.

Напомним, что проект «Сахалин-2» предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами 600 млн тонн нефти и конденсата и 700 млрд кубометров газа. Помимо буровых платформ планируется построить нефтяной экспортный терминал на побережье залива Анива. Оператором «Сахалина-2» является Sakhalin Energy, где доля «Газпрома» составляет 50% плюс одна акция, Shell 27,5%, Mitsui 12,5% и Mitsubishi 10% акций.

Всего, как утверждают в компании, в 2011 году в бюджеты разных уровней было перечислено более 1,14 млрд долларов в виде налогов и других обязательных платежей. «С учетом поступлений от проекта в 2011 году, общая сумма средств, поступивших Российской стороне по СРП за все время реализации проекта (в 1995-2011 годах), составила около 3 млрд долларов США. До конца проекта платежи российской стороне превысят 100 млрд долларов США», сообщает Sakhalin Energy.

В соответствии с СРП раздел продукции наступает после возмещения всех затрат на реализацию проекта. «Общая сумма возмещенных затрат на реализацию проекта "Сахалин-2" составила 24,5 млрд долларов США. Эта сумма включает в себя капитальные и операционные затраты по первому и второму этапу проекта, говорится в пресс-релизе оператора проекта. В 2012 году, по прогнозам компании, при цене на нефть в 100 долларов США за баррель, российская сторона СРП получит (без учета роялти и налога на прибыль) около 0,5 млрд долларов США в виде доли прибыльной продукции».

«Раздел продукции начался раньше запланированного. Это не только следствие благоприятной конъюнктуры рынка, но и, в первую очередь, результат усилий компании и ее сотрудников по оптимизации производства при постоянной поддержке наших акционеров», заявил Андрей Галаев, главный исполнительный директор компании Sakhalin Energy.

Проект «Сахалин-2», осуществляемый на условия соглашения о разделе продукции (СРП), начал приносить прибыль государству Российская Федерация с марта 2012 года будет ежемесячно получать свою долю прибыльной продукции.

Россия начала получать свою долю прибыли от СРП «Сахалин-2»

Россия начала получать свою долю прибыли от СРП «Сахалин-2»

Россия начала получать свою долю прибыли от СРП «Сахалин-2»

Комментариев нет:

Отправить комментарий